Изучения общественного мнения ТюмГНГУ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

(ТюмГНГУ)

______________________________

ул. Володарского, д. 38, г. Тюмень, 625000

тел. (3452) 25-69-77, факс: (3452) 25-69-70, Е-mail: general@tsogu.ru, http://www.tsogu.ru

Программа социологического исследования по теме

«Изучение перспективных рыночных ниш города Тюмени»

Заказчик: Администрация города Тюмени

Исполнитель: Научно-образовательная лаборатория

изучения общественного мнения ТюмГНГУ

Методологический раздел (Концепция исследования)

Проблемная ситуация. В настоящее время на рынке г. Тюмени происходит стремительное повышение специализации предприятий и организаций различных сфер деятельности, растет уровень конкуренции и повышается конкурентоспособность местных отечественных производителей. Сегодня для успеха в бизнесе необходимо не только правильно определить рынок, но и найти ту его часть, которая еще не занята или недостаточно используется конкурентами, так называемую «нишу рынка», попав в которую, новое производство или организация может стать достаточно стабильным и прибыльным бизнесом. Данный процесс можно определить как выбор ограниченной сферы деятельности, которая в наибольшей мере соответствует преимуществам конкретного производителя над конкурентами. Ключевым моментом является грамотное использование преимуществ в конкурентной борьбе. Очень часто ниша выступает не просто как сегмент рынка, а как результат инновационных введений, которые стимулируют скрытый потенциальный спрос. Данный процесс охватывает не только крупный, но и малый бизнес, положение которого в современной рыночной конъюнктуре г. Тюмени остается тяжелым и для которого освоение рыночных ниш – главная стратегия в конкурентной борьбе. При выборе ниши необходимо предварительно анализировать все факторы, так как можно занять определенную нишу, в которой не будет конкурентов и не получить ожидаемую прибыль, поскольку это направление уже прорабатывалось другими, но из-за бесперспективности и превышения затрат над прибылью было заброшено. Еще одна проблема, которая может возникнуть у предприятий при поиске перспективной рыночной ниши на рынке г. Тюмени это правильное определение потребителя (целевой группы). Перечисленные противоречия и трудности определяют проблему изучаемой темы. Выявление и анализ подобных противоречий, принятие обоснованных управленческих решений органами власти, планирование действий производителей, разработка стратегии поиска и выбора рыночных ниш подтверждают актуальность проведениясоциологического исследования перспективных рыночных ниш города Тюмени.



Цель исследования - получение объективной информации о перспективных рыночных нишах города Тюмени от различных групп населения города Тюмени.

Задачи исследования:

- Выявить степень информированности респондентов о перспективных рыночных нишах города Тюмени;

- Выявить наиболее востребованные и наименее занятые ниши на рынке;

- Определить рейтинг перспективных рыночных ниш города Тюмени;

- Изучить проблемы, существующие у изобретателей, ученых, предпринимателей, собственников бизнеса по внедрению своих разработок, технологий, товаров и услуг на рынок г. Тюмени;

- Сформулировать предложения и рекомендации для органов исполнительной и законодательной власти г. Тюмени по повышению эффективности и конкурентоспособности местных производителей, поиска и освоения перспективных рыночных ниш города Тюмени.

Объект исследования – рыночная конъюнктура г. Тюмени.

Предмет исследования– выявление перспективных рыночных ниш г. Тюмени.

Основная гипотеза исследования – на сегодняшний день рыночная конъюнктура г. Тюмени имеет огромный потенциал в плане свободных, неиспользуемых рыночных ниш. Данные ниши характеризуются стабильным потенциальным уровнем спроса, но отсутствием или недостаточным уровнем существующего предложения.

Рабочие гипотезы исследования:



1) степень информированности респондентов о перспективных рыночных нишах города Тюмени значительно различается в зависимости от типа организации, в которой они работают (научные организации, ВУЗы, экспертные группы, ассоциации, бизнес-сообщества) и занимаемой должности. Наибольшую осведомленность о перспективных рыночных нишах проявляют представители экспертных групп и бизнес-сообществ, наименее информированы – представители ВУЗов (что очевидно связано со спецификой их деятельности).

2) наиболее востребованными и наименее занятыми нишами на рынке города Тюмени, по мнению респондентов, являются рыночные ниши, нацеленные на узкоспециализированное и высокотехнологичное производство. Ниши, в которых сегодня могут реализоваться местные отечественные производители представляют собой рыночное пространство предполагающее предоставление новых, уникальных, необычных товаров и услуг; инновационную деятельность, высокотехнологичное производство; разработку технологий, изобретений, НИОКР, не уступающих по качеству и свойствам товарам импортного производства.

3) по мнению респондентов, рейтинг перспективных рыночных ниш города Тюмени возглавляют ниши, деятельность в которых связана с разработкой и реализацией наукоемких товаров и изобретений;

деятельность, связанная с производствомвычислительной техники и информационных технологий;

деятельность по производству и реализации товаров швейного (текстильного) производства;

деятельность по разработке и производству фармпрепаратов, современного, инновационного медицинского оборудования и техники;

деятельность по разработке и производству конкурентоспособной, качественной бытовой техники, автомобилей, их комплектующих, автомобильного сервиса высокого уровня с дополнительными, новыми опциями для клиентов;

виды деятельности, связанные с экологическим сопровождением работы предприятий, разработки и технологии в сфере экологии;

деятельность, связанная с сервисом услуг (уходом, медицинскими услугами, повышением качества жизни) для пожилых и инвалидов;

деятельность, связанная с предоставление услуг в социальной сфере (набор волонтеров, организация различных общественных/благотворительных мероприятий, акций, привлечение незанятой молодежи к труду, активному и здоровому образу жизни);

деятельность по производству промышленных товаров и услуг;

деятельность по производству и реализации с/х продукции.


4792959990749683.html
4793017505475717.html
    PR.RU™