О СОСРЕДОТОЧЕНИИ

1.(1) Итак, наставление йоге.

2.(1) Йога есть прекращение деятельности сознания.

3.(1) Тогда Зритель пребывает в собственной форме.

4.(1) В других случаях – сходство с деятельностью [сознания].

5.(1) Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.

6.(1) Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.

7.(1) Истинное познание – [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.

8.(1) Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].

9.(1) [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.

10. (1) Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].

11. (1) Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.

12. (1) Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.

13. (1) Из их практики есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.

14. (1) Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.

15. (1) Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектами целям, освященным традицией.

16. (1) Оно – высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.

17. (1) [Оно] – сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.

18. (1) Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].

19. (1) [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.

20. (1) У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.

21. (1) У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] – в непосредственной близости.

22. (1) Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].

23. (1) Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.

24. (1) Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следствиями".

25. (1) Семя всезнания в нем не имеет себе равных.

26. (1) [Он] Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.

27. (1) Его [вербальное] выражение – священный слог ОМ.

28. (1) [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте.

29. (1) Отсюда – постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.



30. (1) Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] – эти отвлечения суть препятствия.

31. (1) Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].

32. (1) В целях их устранения – практика с одной сущностью.

33. (1) Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

34. (1) Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.

35. (1) Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.

36. (1) Либо беспечальная и лучезарная...

37. (1) Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.

38. (1) Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.

39. (1) Или благодаря созерцанию того, что приятно.

40. (1) Его могущество [распространяется на все] – от атома до величайших [объектов].

41. (1) Сосредоточение есть состояние "окрашивания" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.

42. (1) Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.

43. (1) Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.

44. (1) Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.

45. (1) Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничением "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].

46. (1) Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.



47. (1) При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.

48. (1) Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".

49. (1) [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.

50. (1) Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.

51. (1) При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.


4788292712467378.html
4788368227402592.html
    PR.RU™