ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучайте, сопоставляйте, накоп- ляйте факты… Факты — воздух учено- го, но если в голове нет идей, то не увидишь и фактов.

И. П. Павлов (1849–1936),

русский ученый физиолог

Планирование научного исследования.

Прогнозирование научного исследования.

Выбор темы научного исследования.

Технико(экономическое обоснование темы научного исследования.

Планирование научного исследования

Планирование в сфере науки — это процесс выбора целей, фундаментальных и приоритетных прикладных направлений научных исследований и разработок с учетом потребностей об- щества. Важнейшей целью планирования является также оп- ределение материальных, финансовых и кадровых ресурсов и


возможностей для обеспечения развития инновационного про- цесса и эффективного функционирования науки.

В ходе экономической реформы в нашей стране выработа- на принципиально новая концепция совершенствования эконо- мики и управления научно-техническим прогрессом, которая основывается на следующих принципах:

1) переход от государственного централизованного плани- рования развитие науки и техники к государственно-обществен- ному регулированию научно-технического прогресса;

2) участие и тесное взаимодействие законодательных ор- ганов, исполнительной власти и научно-технического сообще- ства в выработке и принятии важнейших решений на всех уров- нях управления наукой и техникой; активное использование рыночных отношений в качестве эффективного инструмента организации и координации деятельности инновационного про- цесса “идея — исследование — техника — производство — ре- ализация (освоение), маркетинг”;

3) формирование эффективного механизма анализа и вы- бора фундаментальных и приоритетных направлений развития науки и техники.

В период переходной экономики радикально реорганизу- ется научная деятельность. При планировании НИОКР необхо- димо учитывать эти качественные изменения. Ведь создание нормальных условий функционирования научного сообщества и повышения эффективности фундаментальных исследований при переходе к рыночной организации общественного производ- ства предполагает расширение самостоятельности академичес- ких НИИ и НИУ с замещением административно-ведомствен- ного контроля демократическими процедурами управления и переходом к конкурсно-контрактному принципу организации научных исследований и их финансирование главным образом через целевые программы. В этом случае объектом финансиро- вания становится конкретный проект, а объектом финансиро- вания — выдвинувший его ученый, коллектив или организация, в распоряжение которых направляются средства.




Следовательно, в новых социально-экономических услови- ях наряду с апробированными принципами планирования на- учных исследований: сочетание интересов государства, обще- ства, научных учреждений и предприятий через целевые про- граммы, выделение основного звена в общей цепи исследуемых проблем, комплексность исследований.

В целом система планирования науки совершенствуется, четко разграничиваются функции по видам и формам планиро- вания и координации научных исследований. К ним следует от- нести разработку основных направлений научно-технического прогресса, прогноз развития науки, выбор приоритетов, разра- ботку федеральных и региональных программ, координацион- ных планов и планов научных исследований в регионах и конк- ретных научных и образовательных учреждениях по выработ- ке научной продукции и реализации ее потребителю.

Планирование имеет важное значение для организации рационального исследования.

Научно-исследовательские организации и образовательные учреждения разрабатывают планы работы на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и научно-тех- нических программ, хозяйственных договоров и заявок на ис- следования, представленных заказчиками.

Научная работа кафедр учебных заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Профессора, преподаватели и аспиранты выполняют научно- исследовательские работы по индивидуальным планам.



Планируется и научно-исследовательская работа студен- тов. Планы работы учебных заведений и кафедр могут содер- жать соответствующий раздел о НИРСе. По планам работают студенческие научные кружки и проблемные группы.

В научно-исследовательских и образовательных учрежде- ниях по темам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения. При под- готовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций раз- рабатываются планы-проспекты этих работ.


Рабочая программа — это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.

Методологический раздел включает в себя:

1) формулировку проблемы или темы;

2) определение объекта и предмета исследования;

3) определение цели и задач исследования;

4) интерпретацию основных понятий;

5) формулировку рабочих гипотез.

Формулировка проблемы (темы) — это определение зада- чи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема — это противоречие в разви- тии общественной системы или отдельных ее элементов.

Научная (гносеологическая) проблема — это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. На- пример, научной проблемой является разработка теоретичес- ких основ развития кредитной кооперации.

Объект исследования — это то социальное явление (про- цесс), которое содержит противоречие и порождает проблем- ную ситуацию.

Предмет исследования — это те наиболее значимые с точ- ки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена кооперативному кредитованию, то объектом исследования является кредитная кооперация, а пред- метом — совокупность теоретических и практических проблем становления и развития кооперации.

Определение цели и задач исследования. Цель исследова- ния — это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования — это то, что требует решения в процессе исследования. Научная цель — это разработка теоретико-ме- тодологических основ кооперативного кредитования и совер-


шенствование формирования и функционирования кредитной кооперации в России. Этим целям соответствуют задачи:

1) рассмотрение теоретические основы кредитной коопера- ции в новых условиях хозяйствования;

2) сравнительная оценка развития кредитной кооперации в зарубежных странах и в России;

3) разработка методологии формирования финансовых ре- сурсов кредитных кооперативов и др.

Интерпретация основных понятий — это истолкование,

разъяснение значения основных понятий. Существуют теоре- тическая и эмпирическая интерпретация понятий.

Теоретическое истолкование представляет собой логи-

ческий анализ существенных свойств и отношений интерпре- тируемых понятий путем раскрытия их связей с другими по- нятиями.

Эмпирическая интерпретация — это определение эмпи-

рических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретиро- вать понятие — это значит найти такой показатель (индикатор), который отражал бы определенный важный признак содержа- ния понятия и который можно было бы измерить.

Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-то фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описатель- ные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-след- ствия.

Процедурный раздел рабочей программы включает в себя:

1) принципиальный план исследования;

2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпири- ческого материала.

Конкретное научное исследование осуществляется по прин- ципиальному плану, который строится в зависимости от коли- чества информации об объекте исследования. Планы бывают


разведывательные, аналитические (описательные) и экспери- ментальные.

Разведывательный план применяется в случае, если об

объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана — уточнение темы (проблемы) и формулировка гипоте- зы. Обычно он применяется тогда, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.

Описательный план используется тогда, когда можно вы-

делить объект и предмет исследования и сформулировать опи- сательную гипотезу. Цель плана — проверить эту гипотезу, опи- сать факты, характеризующие объект исследования.

Экспериментальный план включает проведение социаль-

ного (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипоте- за. Цель плана — определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

В процедурном разделе программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть:

а) эффективным, т. е. обеспечивающим достижение постав- ленной цели и необходимую степень точности исследования;

б) экономичным, т. е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя;

в) простым, т. е. доступным исследователю соответствую- щей квалификации;

г) безопасным для здоровья и жизни людей;

д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т. е. имеющим прочную научную основу.

Студенты вузов рабочие программы научных исследований не разрабатывают, но планы подготовки учебных работ они со- ставлять обязаны. План магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы должен содержать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), и заключе- ние. Он может быть простым или сложным. Простой план со-


держит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбини- рованный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.

При составлении плана следует стремиться, чтобы:

а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы;

б) вопросы темы располагались в логической последова- тельности;

в) были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования.

План не является окончательным и в процессе исследова- ния может меняться, так как могут быть найдены новые аспек- ты изучения объекта и решения научной задачи.

Чтобы основные этапы научного исследования соответство- вали плану (программе) исследования, календарным срокам и материальным затратам, составляется рабочий план (план-гра- фик) выполнения работ.

Студент должен уметь так выстроить логическую очеред- ность выполнения работ, чтобы она в установленные сроки при- вела к достижению поставленной цели и решению научной за- дачи. В работе необходимо выделить главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали. Научиться не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое — в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследова- ния, — это очень важное качество ученого.


4783600399502919.html
4783626853805746.html
    PR.RU™